Все новости
НОВОСТЬ
ФНС 1 апреля начнет принимать заявления компаний о согласии на общедоступность сведений о них

Федеральная налоговая служба (ФНС) 1 апреля вводит в действие приказ № ММВ-7-17/615@ об утверждении формы, формата, порядка заполнения и порядка представления согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными. Текст документа опубликован в правовых базах данных в интернете.

Минюст утвердил приказ ФНС в конце декабря. Согласие на снятие режима налоговой тайны с тех или иных сведений предоставляется по личной инициативе налогоплательщика.

Признать общедоступными можно как все сведения, так и отдельные их виды. Форма предусматривает указание налогоплательщиком периода, за который сведения, составляющие налоговую тайну, признаются общедоступными.

Приказ предусматривает возможность дать согласие на снятие режима налоговой тайны со сведений о физическом лице (фамилия, имя, отчество, документе, удостоверяющем личность, дате и месте рождения, гражданстве, адресе места жительства, стране проживания и адресе в стране проживания) и об организации (сведения об обособленных подразделениях организации, о лицензиях (разрешениях) на право пользования недрами).

В перечень таких сведений включены также бухгалтерская (финансовая) отчетность, сведения о счетах в банках и лицевых счетах, движениях денежных средств по счетам в банках.

Налогоплательщик сможет сделать общедоступными сведения, полученные по результатам налогового контроля (дата акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, дата представления в налоговый орган налоговой декларации, расчета (для камеральной налоговой проверки), дата акта налоговой проверки, дата начала и окончания налоговой проверки, предмет и период, за который проведена проверка, наименование проверяемого налога (сбора), проценты, начисленные в соответствии с Налоговым кодексом).

Общедоступными могут стать и сведения о суммах налога (авансового платежа), акциза, сбора, страховых взносов, а также сведения о суммах налога, подлежащих возмещению из бюджета (с указанием даты представления налоговой декларации, наименования налога, по которому представлена декларация, суммы налога, подлежащей к возмещению, даты акта налоговой проверки, а также сведений о решениях о возмещении (полностью или частично) сумм НДС, решениях об отказе в возмещении (полностью или частично) сумм НДС).

Налогоплательщик сможет открыть сведения об объектах налогообложения (реквизиты документа о госрегистрации прав на недвижимое имущество, транспортные средства и сделок с ними, кадастровый номер объекта имущества, идентификационный номер транспортного средства, марка и регистрационный знак).

По этому же документу можно сделать общедоступными сведения, содержащиеся в налоговых декларациях (расчетах), представляемых по окончании каждого отчетного налогового периода, сведения из сведений о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ), сведения из налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), сведения из налоговых деклараций о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), сведения о расчете суммы налога на доходы физических лиц, исчисленной и удержанной налоговым агентом (форма 6-НДФЛ).

Налогоплательщик сможет также дать согласие на общедоступность сведений о страховых взносах.

Форма согласия будет доступна для представления в налоговые органы как в бумажном виде (лично или по почте), так и в электронной форме (по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС).

Согласие представляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика-организации, для физлица - по месту жительства (при отсутствии у налогоплательщика (плательщика страховых взносов) места жительства на территории РФ - по месту пребывания).

ФНС планирует, что информация, открываемая налогоплательщиками, позволит развивать ее электронные сервисы.

В октябре ЦБ РФ опубликовал полученное в ответ на его обращение письмо ФНС о взаимодействии кредитных организаций с налоговыми органами.

В нем сообщалось, что кредитные организации при направлении в территориальные налоговые органы запросов о подтверждении достоверности предоставленной заемщиком в кредитную организацию бухгалтерской и налоговой отчетности должны предоставлять согласие налогоплательщика на признание сведений о нем общедоступными.

При этом ФНС отмечала, что у налоговых органов отсутствуют правовые основания для предоставления по запросу кредитной организации подтверждения достоверности предоставленной заемщиком бухгалтерской и налоговой отчетности, если в запросе содержится согласие налогоплательщика на предоставление налоговыми органами таких сведений только в адрес кредитной организации.

Кредитным организациям было рекомендовано при направлении в налоговые органы запросов о подтверждении достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности заемщиков использовать произвольную форму согласия на признание сведений о налогоплательщике общедоступными, пока не утверждена дорабатываемая и согласовываемая ФНС форма.

Летом 2016 года ФНС сообщила о том, что до 1 июля 2017 года на сайте службы будут размещены сведения о компаниях, которые перестали составлять налоговую тайну в связи с изменениями в Налоговом кодексе РФ, вступившими в силу 1 июня.

В форме открытых данных с бесплатным доступом к ним планировалось, в частности, размещать данные о среднесписочной численности работников организации за календарный год, о доходах и расходах компании, об уплаченных налогах и сборах, о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Исключение составят сведения, которые являются государственной тайной.

Как отмечала ФНС, благодаря расширению сведений о юрлицах налогоплательщики получат дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Эксперты ожидали, что благодаря этому шире будет раскрываться годовая финансовая отчетность компаний (в настоящее время эти данные публикует Росстат, но за 2014 год были опубликованы почти 2 млн балансов, тогда как коммерческих компаний в России в 2 раза больше). Кроме того, они будут дополнены данными о численности персонала компаний. Увеличение объемов информации о юрлицах пойдет на пользу законопослушному бизнесу, так как снизит риск столкнуться с фирмой-однодневкой.

ЦБ РФ рекомендовал кредитным организациям использовать информацию об уплаченных организациями суммах налогов и сборов, переставшую составлять налоговую тайну, для выявления клиентов, совершающих транзитные операции, масштабы которых позволяют предполагать, что их возможными действительными целями могут являться легализация доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма и другие противозаконные цели.

ЦБ в числе признаков сомнительных операций, в частности, называл деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления и списания денежных средств со счета, но при этом у его владельца не создается обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной.

Деятельность таких клиентов не имеет очевидного экономического смысла и очевидной законной цели, а соответствующие операции требуют повышенного внимания со стороны кредитных организаций.