Премия за открытость

Уважаемые коллеги!

Качественная и достоверная информация - это, как считается, именно то, что отличает фондовый рынок от казино.

Прогресс в сфере раскрытия, достигнутый Россией с середины 90-ых годов, огромен. Темп здесь в последние годы в значительной степени задавали компании-лидеры: именно они сформировали на нашем рынке новые стандарты информационной прозрачности, а также подтвердили приверженность им в ходе глобального кризиса.

Поэтому мы считаем столь важным выявление компаний, которые сегодня являются лидерами с точки зрения полного и своевременного раскрытия информации, которые создали в отношениях с инвесторами и акционерами атмосферу доверия. По нашему мнению, именно эти компании будут определять новые ориентиры для рынка.

Конечно, эффективность раскрытия информации можно оценивать с разных позиций. Во-первых, с точки зрения выполнения требований регулятора. Во-вторых, с точки зрения успешности реализации задач, которые ставит перед собой сама компания. И, наконец, с точки зрения потребителей информации - инвесторов, аналитиков и журналистов.

Учреждая в 2003 году вместе с коллегами из информационного агентства AK&M премию "За активную корпоративную политику в сфере раскрытия информации", мы стремились учесть все эти факторы, а также поощрить компании, которым удается быстрее других адаптироваться к меняющимся требованиям регулятора и новым реалиям финансового рынка.

В 2003 году, когда премия вручалась в первый раз, российский регулятор фондового рынка ввел принципиально новые, революционные требования к оперативному раскрытию информации о существенных событиях и создал для этого, во многом по образцу Великобритании, институт уполномоченных агентств. Тот же 2003 год стал и началом эпохи массовых IPO российских компаний. Размещения создали принципиально новые стимулы для раскрытия информации, IPO способствовали формированию - прежде всего у самих компаний - более четкого понимания, как раскрытие может помочь дешевле привлекать капитал и эффективнее работать с инвесторами.

Раскрытие - двусторонний процесс. Часто более открытыми называют компании (это всем хорошо известные 5-6 имен), которые просто больше других интересуют рынок. Соответственно, любые их информационные усилия сразу привлекают всеобщее внимание и тут же бывают щедро оценены рынком.

Между тем в системе раскрытия уполномоченных агентств сейчас 25 000 компаний. Это определяет наше желание включить в число потенциальных соискателей премии широкий круг компаний, не ограничиваясь одними "голубыми фишками".

В 2003 году нашу премию получила тогда еще не очень известная компания "Калина", в 2004 году - только что проведший размещение акций "Мечел", в 2005 году - ставшее незадолго до этого публичным ОАО "РЖД", в 2006 году - "Северсталь", в 2007 году - недавно прошедшая IPO "Трубная металлургическая компания".

В 2008 и 2009 годах победителями были названы ОАО "ЛУКОЙЛ" и ОАО "Роснефть", которые продемонстрировали прогресс в сфере раскрытия даже в условиях мирового кризиса, в 2010 году – ОАО "ММК", в 2011 – Сбербанк России, в 2012 – ОАО "Магнит", в 2013 – ОАО "Роснефть".

Если в 2003 году мы, в первую очередь, хотели поощрить компании, которые первыми сумели адаптироваться к новым требованиям регулятора и фондового рынка. Затем на первое место вышла оценка "творческих" усилий самих эмитентов в сфере повышения открытости, их соответствия базовым международным принципам (а не только российским правилам) прозрачности. В 2008-2009 гг мы обращали особое внимание на стабильность функционирования компаний в "кризисном" информационном поле.

Мы считаем вполне логичным, что премия меняется вместе с бурно развивающимся российским фондовым рынком.

Надеемся, что наши лауреаты всегда будут оставаться во главе движения российских компаний к большей открытости.               

C уважением,                      

Исполнительный директор Группы "Интерфакс"

Владимир Герасимов