15 лет раскрытия

СИСТЕМЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ АГЕНТСТВ - 15 ЛЕТ

 

В октябре 2018 года системе раскрытия корпоративной информации, созданной на базе информационных агентств, исполнилось 15 лет.

«Интерфакс» стоял у истоков создания этой системы, более 70% раскрываемой оперативной информации эмитенты направляют в наше агентство. Но, уверены, этот юбилей важен не только для нас!

Система раскрытия давно стала неотъемлемой частью инфраструктуры российского финансового рынка. Она постоянно развивается и совершенствуется, полностью отвечает международным стандартам, соответствует постоянно растущим требованиям регуляторов и разнообразным запросам эмитентов.

Система не требовала и не требует никаких бюджетных затрат, полностью опирается на частные структуры – информационные агентства, доступна для компаний и бесплатна для инвесторов.

А еще наша система продолжает развиваться: в 2018 году мы запустили для эмитентов, который направляют информацию, помимо лент агентств, также в НРД, «единое окно»...

Команда Центра раскрытия корпоративной информации

 

- 2003: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
- ПОЧЕМУ АГЕНТСТВА?
- УНИВЕРМАГ «БЕЖИЦКИЙ»: ЕСТЬ ПЕРВЫЙ СУЩФАКТ!
- БУМ ПУБЛИЧНОСТИ
- МЕЖДУ ФКЦБ И ЦЕНТРОБАНКОМ
- ...И НЕ ТОЛЬКО СУЩФАКТЫ
- 2018: «ЕДИНОЕ ОКНО» ДЛЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
- ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!

 

2003: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Российский фондовый рынок активно развивался все 90-е годы, но в части раскрытия информации он тогда все еще больше был похож на казино, чем на цивилизованный рынок. Раскрытие было неполноценным, не отвечало потребностям инвесторов и международным стандартам.

«Ежеквартальные отчеты, которые эмитенты с конца 1998 года начали сдавать в ФКЦБ России на дискетах, выкладывались на сервер раскрытия информации комиссии с задержкой примерно в 6 месяцев. Особенно медленно происходила работа по раскрытию отчетов эмитентов через региональные отделения комиссии», – вспоминает руководитель Центра раскрытия корпоративной информации «Интерфакса» Дмитрий Оленьков.

Еще хуже обстояло дело с публикацией существенных фактов. Они должны были раскрываться в печатных изданиях и в приложении к «Вестнику ФКЦБ», но их публикация занимала так много времени, что, когда информация выходила, она была уже никому не нужна.

Первым попыталось собрать всю информацию о компаниях в одну базу информационное агентство «АК&M». Затем последовали созданный НАУФОР «СКРИН-Эмитент» и информационные системы «Интерфакса» – ЭФИР и СПАРК. Однако во всех случаях оперативность оставляла желать лучшего, поскольку информацию о компаниях приходилось собирать из разрозненных источников.

Остроту проблеме придало бурное развитие рынка облигаций. В конце 2001 года ФКЦБ утвердило новые «Стандарты эмиссии облигаций», которые детально описывали процедуру эмиссии, а также обязанности эмитентов в части раскрытия информации в проспекте эмиссии облигаций.

Одновременно ФКЦБ провела открытый конкурс. Его победители – информагентства «Интерфакс» и «АК&M» – стали уполномоченными агентствами ФКЦБ и получили право раскрывать информацию эмитентов для участников рынка.

В 2003 году вышло положение ФКЦБ о раскрытии, которое впервые обязало эмитентов раскрывать оперативную информацию о важных корпоративных событиях в лентах уполномоченных информационных агентств – на следующий день после наступления события не позднее 10 часов утра и не ранее 7 часов вечера. Это революционное требование было введено для того, чтобы в случае, если бумаги эмитента торгуются на бирже, важная информация поступила к инвесторам вне периода торгов, и с ней могли ознакомиться все участники рынка.

Как пояснил глава Финпотребсоюза Игорь Костиков, в те годы возглавлявший ФКЦБ, привлечение информагентств к раскрытию информации об эмитентах было во многом мерой вынужденной, так как своими силами регулятор создать такую систему был не в состоянии

«Мы решили привлечь агентства, поскольку понимали, что сами создать такую систему не можем. Тогда только закончился кризис, прошло первое регулирование рынка корпоративных облигаций, участники рынка остро нуждались в раскрытии информации.

Сейчас уже мало кто помнит, что в начале 2000-х все только и говорили о том, что раскрытие плохое, и что права инвесторов нарушаются. Сегодня об этом практически никто не вспоминает, и это наглядное свидетельство того, проблема была решена и решена достаточно эффективно». //Глава ФКЦБ в 2000—2004 гг. Игорь Костиков.

 
ПОЧЕМУ АГЕНТСТВА?

Именно информагентства являются основным каналом раскрытия финансовой информации в большинстве развитых стран. Почему?

Агентства напрямую работают по электронным каналам в режиме реального времени с большим числом инвесторов, аналитиков, журналистов и, как никто другой, подходят для максимально быстрого доведения информации до всех участников рынка. Для этого у них есть и необходимая инфраструктура, и доверие инвесторов.

Клиентами информагентств являются также другие СМИ, через которые корпоративная информация становится доступна широкой общественности.

Привлечение агентств к раскрытию корпоративной информации снижает риск инсайда, так как важная информация доходит до всех участников рынка немедленно в режиме push (в отличие от каких-либо баз данных), минуя посредников.

Есть и экономические аргументы. Если присутствует конкуренция, то эмитенты могут выбирать, с каким из агентств работать. Агентства же соревнуются между собой качеством и набором услуг, уровнем цен.

Система раскрытия на базе агентств давно используется в Великобритании, где существует конечный список информационных структур, уполномоченных раскрывать информацию.

В США, а также в других развитых странах практически все эмитенты используют для распространения информации специализированные информационные сервисы, причем их число не ограничено каким-то специальным списком. Чаще всего глобальные компании выбирают Business Wire, RNS, PR Newswire, EQS, GNW, Marketwired и др.

Международные эксперты в сфере раскрытия информации считают сегодня использование агентств для раскрытия информации наилучшей практикой.

Так, техническая миссия Международного валютного фонда (МВФ), проводя аудит регулирования фондового рынка на Украине, предложила расширить число каналов раскрытия именно за счет новостных лент.

В России информационные агентства, раскрывающие информацию, также следуют жесткому набору правил, проходят регулярные аудиты Банка России. Одно из преимуществ российской системы состоит в том, что с самого начала вся публикуемая оперативная информация дублировалась между агентствами, что давало возможность каждому из пяти агентств иметь исчерпывающий набор данных. Тем самым повышается надежность механизма раскрытия.

Еще один плюс – низкая цена услуг. В результате конкуренции между агентствами она в десятки раз ниже, чем на Западе, и составляет исходя из набора услуг от 3 до 15 тысяч рублей в год – вне зависимости от числа сообщений. Американские же и европейские уполномоченные агентства берут плату за каждое сообщение, и в результате стоимость услуг агентств – $10–30 тыс. в год.

Компании-клиенты оценивают и качество, и цену услуг агентств. По факту, согласно данным за 2017 г, более 70% раскрываемой оперативной информации эмитенты направляют в «Интерфакс».

Благодаря новой системе раскрытия стали доступны данные о компаниях, о которых раньше не было достаточной информации, которые не были в поле внимания рынка. По отзывам инвесторов и аналитиков, появилось огромное количество новой информации, которая может теперь анализироваться. //«Время Новостей», 1 июля 2004 г.

 

ЕСТЬ ПЕРВЫЙ СУЩФАКТ!

Первое сообщение эмитента в ленте «Интерфакса» появилось 15 октября 2003 года. «Пионером» в области раскрытия стало ОАО «Универмаг «Бежицкий» из Брянска, которое раскрыло информацию о состоявшемся собрании акционеров, датах закрытия реестра и планируемом выпуске акций. Забегая вперед, расскажем, что универмаг исправно раскрывал сущфакты и другую важную информацию до середины 2010 года, но затем был по решению акционеров преобразован в ООО и освободился от этой обязанности.

За октябрь-декабрь 2003 года в ленте было размещено 3,9 тысяч сообщений. В следующем году их количество увеличилось почти в 10 раз. В 2012 году число раскрытых через e-disclosure.ru сообщений от эмитентов превысило 300 тысяч, что примерно соответствует уровню лондонского рынка.

Использование каналов агентств и их возможностей позволило сделать данные компаний реально доступными для всех участников рынка.

Большинство эмитентов постепенно стали исправно выполнять требования регулятора и раскрывать сообщения на лентах агентств день в день.

«Система раскрытия через уполномоченные агентства работает 15 лет, и ее техническое исполнение никаких нареканий не вызывает. Она предоставляет любому инвестору неограниченный доступ к информации о том, что происходит в интересующей его компании, не требует от него больших усилий, времени и совершенно бесплатна. Аналогичные системы, когда информагентства получили доступ к раскрытию информации, есть в ряде стран Западе, и успешно там работают. Кроме того, на базе систем раскрытия создаются аналитические продукты, которые помогают инвесторам контролировать риски, и в этом Россия также не отстает от Запада», – отмечает И.Костиков.

Как говорил Александр Жуков, занимавший в те годы пост вице-премьера, система раскрытия информации о существенных событиях компаний, обеспечив оперативный доступ к информации компаний, существенно снизила также риск инсайдерских действий.

 
БУМ ПУБЛИЧНОСТИ

Через несколько лет после запуска новой системы раскрытия в России наступил бум IPO, и компании стали осознавать, что своевременное и полноценное информирование инвесторов – это выгодно, так как это возможность успешно привлекать деньги на рынке и обеспечить развитие бизнеса. Таким образом, система раскрытия стала не только регулятивным требованием, но и важным инструментом investor relations.

«Интерфакс» дал возможность компаниям раскрывать информацию не только в России, но и за рубежом, заключив соглашение с агентством Business Wire, которое является уполномоченным агентством британского регулятора и имеет соглашения о партнерстве со всеми ведущими глобальными новостными агентствами: AP, AFP, Bloomberg, Dow Jones, ThomsonReuters. Агентство распространяет сообщения практически во всех странах мира на 50 языках.

Для поощрения лидеров, которые проявляют высокую активность в раскрытии, в 2003 году «Интерфакс» и АК&М учредили премию «За активную корпоративную политику в сфере раскрытия информации».

Идея приза родилась из желания отметить компании, которые лучше других справились с задачей раскрытия, вспоминает исполнительный директор группы «Интерфакс» Владимир Герасимов. Символом был выбран прозрачный кристалл. В разные годы лауреатами премии становились ведущие компании России: ТМК, «Мечел», «Роснефть», «Северсталь», «Лукойл», «Сбербанк», МТС...

Создание системы, при которой компании в течение нескольких часов после состоявшегося решения совета директоров, крупной сделки, выплаты купона или закрытия реестра делают информацию об этом событии доступной всем участникам рынка, – настоящая революция. //«Финансовый аналитик», №8 за 2004 г.

Исполнительный директор Группы «Интерфакс» Владимир Герасимов вручает премию «За активную корпоративную политику в сфере раскрытия информации» корпоративному секретарю ПАО «АК «АЛРОСА» Андрею Лекареву, ноябрь 2016 г.

 

МЕЖДУ ФКЦБ И ЦЕНТРОБАНКОМ

За 15 лет российская система раскрытия пережила несколько регуляторов. Сначала ФКЦБ, при которой система была создана, преобразовали в ФСФР. Затем уже она влилась в Банк России, получивший функции мегарегулятора финансового рынка страны.

Все эти годы менялось и регулирование раскрытия. Так, в 2004 году эмитентов, чьи ценные бумаги обращаются на биржах, обязали направлять сообщения, которые они должны опубликовать на лентах уполномоченных агентств, также на площадку, где торгуются их акции.

Агентства наладили параллельное раскрытие сообщений – для пользователей лент и на биржи.

Кроме того, в требования к раскрытию постоянно добавлялись новые корпоративные события. Так, в апреле 2011 года перечень сущфактов изменился наиболее серьезно, было введено требование раскрывать информацию о деятельности третьих лиц: лиц, контролирующих эмитента, подконтрольных эмитенту и лиц, предоставивших обеспечение по облигациям компании. Это информация, без которой сейчас трудно представить корпоративную отчетность.

В 2006 году ФСФР провела новый конкурс среди уполномоченных агентств, и их число увеличилось. С тех пор (и по сей день) распространение информации на рынке ценных бумаг осуществляют пять агентств: «Интерфакс», АК&М, «АЗИПИ», «Прайм» и «СКРИН».

С конца 2011 года регулятор стал применять пропорциональное регулирование в раскрытии информации эмитентами. Акционерным обществам, у которых не более 500 акционеров, и компаниям, ценные бумаги которых не торгуются на биржах, было разрешено освобождаться от обязанности раскрывать ежеквартальные отчеты и сущфакты. Этой возможностью воспользовались тысячи АО.

В результате число раскрываемых сообщений снизилось почти вдвое, составив в 2017 году 165 тысяч (против «пиковых» 300 тысяч в 2012 году), а число компаний, которые раскрывают ежеквартальную отчетность и весь набор сущфактов, упало за это время в 3 раза – до менее чем 2,5 тыс.

Параллельно усиливалась защита раскрываемой информации. С февраля 2017 года все сообщения, подлежащие раскрытию, подписываются квалифицированной электронной подписью.

«Система раскрытия информации в России на протяжении 15 лет развивалась в условиях усиления законодательных требований к эмитентам по объему, полноте и срокам раскрытия информации.

Оперативное и одновременное получение всеми инвесторами достоверной информации от эмитента способствует укреплению доверия и формированию положительного имиджа компании и всего российского рынка. Для Московской биржи, как эмитента акций, включенных в котировальный список первого уровня, особое значение имеет надежность, простота и оперативность процесса раскрытия информации. Не менее важно наличие источника систематизированной корпоративной информации, в том числе, о бенефициарах и структуре собственности, о членах органов управления и их участии в других организациях, о платежной дисциплине эмитента. Таким удобным источником информации являются сервисы Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакса, активно используемые биржей». //Управляющий директор по фондовому рынку Московской биржи Анна Кузнецова 
 
...И НЕ ТОЛЬКО СУЩФАКТЫ

В 2012 году функции уполномоченных агентств расширились – они превратились в центры корпоративной информации. Регулятор обязал эмитентов не только раскрывать через уполномоченные агентства сущфакты, но и публиковать на их сайтах всю предусмотренную законом корпоративную информацию. Для каждого эмитента на сайте была создана своя страничка, где он выкладывает годовой и квартальные отчеты, консолидированную финансовую отчетность, все эмиссионные документы, списки аффилированных лиц, устав и т.д. До тех пор эту информацию можно было найти только на сайте самой компании, и то – часто – не всю и не всегда быстро, ведь у каждого сайта была своя система навигации, и у каждого эмитента – свои представления о том, как и в каком виде должна быть представлена информация. На сайте уполномоченного агентства ко всем страницам эмитентов применяются единые стандарты, и пользователь, понимая, где и что лежит, может легко и быстро найти нужные ему сведения.

Со временем уполномоченные агентства стали не только центром сбора информации, поступающей от эмитентов, но и консультационным центром для компаний по вопросам раскрытия.

«С самого начала раскрытия для помощи компаниям пришлось подготовить и разместить на сайте специальные материалы – в виде методических рекомендаций по заполнению анкет, ответов на наиболее часто встречающиеся вопросы», – рассказывает Д.Оленьков. Но этого оказалось недостаточно, поскольку компаниям, как показывает практика, гораздо проще вместо того, чтобы читать FAQ, позвонить на указанный на сайте раскрытия телефон и спросить, что делать, у «живого» специалиста. Основная часть вопросов – техническая: как зарегистрироваться, какую информацию раскрывать, как зайти, как получить электронную подпись и как не нарушить требования регулятора.

«Наша задача – помогать пользователям делать все правильно, избежать санкций регулятора, вовремя исправлять ошибки. Поэтому в консультациях мы не отказываем никому и при необходимости обращаемся за разъяснениями в Банк России. Мы имеем достаточно высокий кредит доверия, и для нас это большая ответственность. Наши клиенты имеют преимущество перед клиентами других уполномоченных агентств, так как мы специально разработали для них шаблон для составления квартальной отчетности, который снижает риски технических ошибок – нужно только вставить в поля необходимые данные. По запросу мы организуем также эксклюзивные консультации по более сложным вопросам», – говорит Д.Оленьков.

Центр раскрытия информации e-disclosure.ru проводит учебные семинары не только по вопросам, связанным с раскрытием, но и по широкому кругу вопросов акционерного законодательства. В них участвуют ведущие эксперты финансового рынка.

В 2007 году Интерфакс начал публикацию ежеквартального «Вестника раскрытия информации», в котором рассказывается о регулировании и главных новостях в сфере раскрытия в России и за рубежом. Интервью «Вестнику» давали первый зампред ЦБ Сергей Швецов, директор департамента ЦБ Елена Курицына, председатель правления НРД Эдди Астанин, представители ФСФР Павел Филимошин, Александр Синенко.

Раскрытие информации эмитентами в РФ

Опубликованные документы и сообщения компаний

Топ-10 самых популярных сообщений