10 лет раскрытия


Уполномоченные агентства отметили юбилей

            Российская система раскрытия информации об эмитентах, основой которой являются уполномоченные агентства, за десять лет существования доказала свою надежность, она соответствует международным стандартам, обеспечивает широкий охват аудитории и высокую оперативность. Об этом говорили участники X Федерального инвестиционного форума, прошедшего 17 ноября 2013 года в Москве.



Новости – наша профессия

            Движение российского рынка к международно-признанным стандартам информационной открытости началось 10 лет назад, когда в России была создана система раскрытия информации, базирующаяся на опыте Великобритании.

            Главная задача такой системы - обеспечить максимально быстрое, бесплатное и широкое донесение информации до всех участников рынка.

Международный опыт США, Великобритании и других стран Европы показал, что лучше всего справляются с этой задачей профессиональные информационные агентства, напрямую работающие по электронным каналам с большим числом инвесторов, аналитиков, журналистов. Поэтому и в России к задаче по организации раскрытия были привлечены ведущие информационные агентства, получившие статус "уполномоченных".

            «Мы сознательно пошли на то, чтобы обеспечивать раскрытие информации именно через информационные агентства, поскольку считали, что задача распространения информации и ее доведения до пользователя должна решаться теми организациями, для которых эта деятельность является профессиональной, которые занимаются этим на высоком профессиональном уровне и обеспечивают высокое качество услуг для потребителей», - сказал заместитель начальника управления корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг Службы Банка России по финансовым рынкам Павел Филимошин.


            «Система, которая сейчас работает в России, показала на протяжении 10 лет, что информация раскрывается без искажений и достаточно оперативно. Многие специалисты даже считают, что на российском рынке находить информацию значительно легче, чем на иностранных», - считает он.

            Регулятор собирается продолжать развивать систему раскрытия информации на базе уполномоченных агентств, при этом сильно увеличивать их число (сейчас агентств пять, в том числе "Интерфакс") не планирует. Их количество должно быть ограничено какой-то разумной цифрой, так как увеличение потребует дополнительных затрат на поддержание взаимодействия между агентствами и развитие информационных систем, отметил П.Филимошин.


Дешево и конкурентно

            Важным преимуществом раскрытия через уполномоченные агентства, по словам П.Филимошина, является то, что эта система не создает высоких затрат для пользователей. «Эмитенты платят минимальные деньги за пользование услугами агентств. И нам удалось добиться, что для эмитентов эти затраты не являются избыточными», - уверен он.

           Несмотря на конкуренцию за клиентов, между всеми пятью уполномоченными агентствами налажено информационное взаимодействие, что позволяет поддерживать единую общую ленту раскрываемых сообщений. Пользователь может на сайте любого агентства получить всю оперативную информацию по всем эмитентам, которые раскрывают информацию как через это агентство, так и через другие.

            Эмитенты также считают, что существующего количества уполномоченных агентств достаточно для эффективного раскрытия информации. Как показало проведенное группой раскрытия информации агентства "Прайм" анкетирование 3000 тысяч эмитентов, 2/3 опрошенных считают, что для полного раскрытия информации достаточно 2-5 уполномоченных агентств. При этом все они удовлетворены работой тех агентств, с которыми сотрудничают, и ничего не хотят менять, сообщила руководитель группы раскрытия Инна Устинова.

Абсолютное большинство эмитентов довольны и консультированием, которое им оказывают уполномоченные агентства, почти все считают удобным интерфейс личного кабинета на сайте раскрытия уполномоченного агентства.

 

Как все начиналось: предыстория

Движение к большей прозрачности эмитентов в России было постепенным. Прогресс тормозили несовершенство законодательства и психологические проблемы.

Журналисты, работавшие в "Интерфаксе" в середине 90-х, вспоминают, что компании, у которых они пытались узнать финансовые показатели, возмущенно отвечали: «А зачем это вам надо?». В ответ на ссылки на законы одни отмалчивались, другие придумывали отговорки. Например, одна электроэнергетическая компания в ответ на запрос выставила счет за предоставление баланса – 20 млн рублей. Так что на сознательность эмитентов полагаться не приходилось.

            Постепенно принимались законы о необходимости раскрытия информации, однако на практике это мало помогало реальной прозрачности: не было контроля за размещением информации, не были прописаны механизмы публикации квартальной отчетности и сущфактов, не существовало стабильно работающих каналов для их распространения.

            ЦБ в 1995 году обязал банки публиковать в интернете ежеквартальные отчеты, в 1998 году было принято Положение ЦБ РФ 43П "О раскрытии информации Банком России и кредитными организациями - участниками финансовых рынков".

            А вот с эмитентами ситуация была хуже. Требования публиковать ежеквартальные отчеты и существенные факты были установлены для них еще в законе «О рынке ценных бумаг» в 1996 году, но на протяжении нескольких лет полноценного раскрытия так и не было налажено.

            «Ежеквартальные отчеты, которые эмитенты с конца 1998 года начали сдавать в ФКЦБ на дискетах, выкладывались на сервер раскрытия информации комиссии с задержкой примерно 6 месяцев. Особенно медленно проходила работа по раскрытию отчетов компаний через региональные отделения ФКЦБ России», - вспоминает директор Службы раскрытия информации "Интерфакса" Дмитрий Оленьков.

            Еще хуже обстояло дело с раскрытием существенных фактов: они должны были публиковаться в публичных печатных изданиях и приложении к Вестнику ФКЦБ. Подготовка и публикация занимали так много времени, что информация о важных мероприятиях выходила с большим опозданием, когда она уже точно никому не была нужна.

 

Кризис как стимулирующий фактор

            Толчком для активизации работы послужил кризис августа 1998. Во время кризиса необходимость создания в России системы раскрытия информации встала перед участниками рынка очень остро. Именно тогда инвесторы осознали, что по сути не имеют полного представления о том, что же у них находится в активах.

            Привлечение информагентств к раскрытию информации об эмитентах было во многом мерой вынужденной, так как материальная база ФКЦБ не позволяла создать такую систему, отмечает глава Финпотребсоюза Игорь Костиков, в те годы возглавлявший ФКЦБ.

            «Тогда только закончился кризис, прошло первое регулирование рынка корпоративных облигаций, участники рынка остро нуждались в раскрытии информации. Мы решили привлечь агентства, поскольку понимали, что сами создать такую систему не можем», - объясняет он. «Аналогичные системы есть в ряде стран Западе и успешно там работают», - отмечает И.Костиков.

Идеология системы раскрытия была позаимствована в Великобритании, где традиционно раскрытием занимаются уполномоченные агентства. Чуть позже, в 2004 году, и во всем Евросоюзе была принята директива, признавшая именно такую систему, использующую широкодоступные медийные каналы и опирающуюся на конкуренцию, наиболее эффективной.

Использование для раскрытия готовой инфраструктуры агентств, которые имели налаженные связи с участниками рынка, позволило решить вопрос создания системы раскрытия быстро и без каких-либо затрат для бюджета.

«Сейчас уже мало кто помнит, что в начале 2000-х все только и говорили о том, что раскрытие плохое и что права инвесторов нарушаются. Сегодня об этом практически никто не вспоминает – и это наглядное свидетельство того, проблема была решена и решена достаточно эффективно», - считает И.Костиков.

Раскрытие информации через уполномоченные агентства существенно снизило риск инсайда на фондовом рынке, отмечал тогдашний вице-премьер РФ Александр Жуков. Этого удалось добиться благодаря тому, что информация о событиях в компаниях стала доходить до участников рынка в течение часов, а не дней и недель, как это было до создания системы.

Сначала информацию через агентства раскрывали только эмитенты ценных бумаг и организаторы торгов на фондовом рынке, впоследствии к ним добавились управляющие компании паевых фондов и акционерные фонды, физические лица, приобретающие крупные пакеты акций в АО.

            Со вступлением в 2012 году в силу нового Положения о раскрытии информации компании-эмитенты начали размещать на сайтах агентств (а не только на собственных ресурсах) помимо сущфактов еще и отчетность. Таким образом, в единых центрах раскрытия корпоративной информации, сформировавшихся на базе агентств, теперь стали доступны все данные, которые должны публиковаться компаниями. В частности, на сайте "Интерфакса" www.e-disclosure.ru по состоянию на конце 2013 года было создано почти 15 тыс. таких страниц компаний.


            Директор службы раскрытия информации «Интерфакса» Дмитрий Оленьков рассказал, что для того, чтобы пользователю было удобнее найти нужную информацию на сайте любого из пяти уполномоченных агентств, в дальнейшем планируется создать каталог ссылок и на другие документы: квартальные и годовые отчеты, проспекты эмиссий. «Там пользователь сможет легко найти любой нужный ему документ и по этой ссылке перейти на страницу эмитента на сайте уполномоченного агентства, сообщил», - сказал он.

 

Виды на будущее

            Регулятор и участники рынка не собираются останавливаться на достигнутом. В их планах - внедрение новых электронных стандартов отчетности, повышение доступности информации, унификация внутрироссийских требований раскрытия c международными. Все это должно привести к еще большему повышению прозрачности компаний, акции которых торгуются на фондовом рынке, сближению внутреннего и внешнего финансовых рынков.

            В частности, следующим важным рубежом с точки зрения развития системы раскрытия на фондовом рынке должно стать повсеместное внедрение структурированной информации, чтобы каждый ее элемент мог обрабатываться в автоматическом режиме. Такие форматы привычны для зарубежных инвесторов, и это должно повысить для них комфортность работы на нашем рынке.

            Сейчас, по данным www.e-disclosure.ru, через агентства проходит около 300 000 оперативных сообщений компаний-эмитентов в год (это лишь немногим меньше, чем в Великобритании). На базе сайта создан единый центр раскрытия информации, где аккумулируется отчетность, проспекты эмиссий, новости всех российских компаний-эмитентов.

            Главное для инвесторов – это не объемы раскрытия, а надежность системы, возможность получить действительно важную, актуальную и исчерпывающую информацию. Использование в системе раскрытия инфраструктуры агентств позволяет решать эту задачу.


Анонсы
01.01.2017 - 31.12.2017 Москва
27.02.2017 - 28.02.2017 Самара
01.03.2017 - 02.03.2017 Екатеринбург
02.03.2017 Москва
02.03.2017 - 03.03.2017 Москва
Все анонсы