Все новости
НОВОСТЬ
Правительство РФ вводит в ГК понятие "контролирующие лица" компаний и устанавливает их ответственность

Министерство экономического развития подготовило законопроект, вводящий в Гражданский кодекс РФ понятие "контролирующие лица" компаний, а также их ответственность.

Изменения в Гражданский кодекс направлены на совершенствование правового регулирования отношений контроля и ответственности контролирующих лиц за убытки, причиненные подконтрольному лицу.

В законопроекте говорится, что лицо признается контролирующим юридическое лицо, если оно в силу перечисленных в законопроекте обстоятельств имеет право прямо или косвенно, самостоятельно или совместно с подконтрольными организациями или супругами, родителями, детьми, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, право распоряжаться более 50% голосов или не менее 30% голосов, если нет других крупных собственников, назначать более половины совета директоров или единоличный исполнительный орган, или определять действия подконтрольной организации.

Подконтрольная организация или её участники вправе требовать возмещения убытков, причиненных организации по вине контролирующего лица. Причинившие убытки контролирующие лица несут ответственность солидарно, а в случаях причинения убытков совместно с другими лицами, солидарно с ними. Кроме того, устанавливается, что к этим отношениям применяется глава Гражданского кодекса об обязательствах вследствие причинения вреда.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, документ закрепляет концепцию "контролирующее лицо - подконтрольное юридическое лицо", которая включает понятие контролирующего и подконтрольного юридического лица, основания возникновения отношений контроля и подконтрольности, а также ответственность контролирующего лица за убытки, причиненные подконтрольному юридическому лицу.

Действие новых норм Гражданского кодекса РФ будет распространено на все коммерческие и некоммерческие юрлица, не зависимо от формы, а также на физических лиц. Это позволит максимально широко охватить круг лиц, являющихся контролирующими. Кроме того, государство и муниципалитеты также могут выступать контролирующими лицами при наличии общих для всех лиц оснований, а также несут ответственность по единым для всех правилам.

Законопроект предусматривает как прямой способ контроля, так и косвенный - через подконтрольных лиц. Контроль также может быть как самостоятельный, так и совместный. Речь идет о случаях, когда несколько связанных лиц являются участниками одного общества и величина их совокупной доли участия позволяет распоряжаться абсолютным большинством голосов. Для подконтрольного юридического лица связанные лица также будут обладать контролирующим статусом.

Все лица, через которых и совместно с которыми действует контролирующее лицо, также признаются контролирующими.

Как отметил директор по корпоративному управлению Prosperity Денис Спирин, в российском законодательстве есть понятие основного общества и правила о его ответственности, а также понятие и ответственность "теневого директора" - фактического контролирующего лица. При этом целый ряд обыкновенных контролирующих лиц формально не подпадает ни под одно определение, ни под другое.

"Это явный пробел закона, и судам приходится признавать всех таких лиц фактическими контролирующими. Законопроект призван устранить этот пробел и установить понятные и последовательные правила признания лица контролирующим. Кроме того, законопроект предлагает отказаться от субсидиарной ответственности контролирующего лица по обязательствам подконтрольного. Принципы же и подходы к ответственности за убытки подконтрольному лицу менять не предлагается. В совокупности это даст больше определенности всем участникам рынка, включая крупный бизнес", - сказал Д.Спирин.

В настоящее время в Гражданском кодексе нет понятия контролирующего лица, но в российском законодательства подобные отношения регулируются с помощью концепции "основное и дочернее общество". Однако у этой концепции есть существенные недостатки, из-за которых не все лица, осуществляющие корпоративный контроль, подпадают это определение. С учетом сложившейся практики, действующая норма не учитывает множество явных ситуаций, в которых возникают отношения контроля и подконтрольности, что не позволяет привлечь лицо, которое имеет контроль, к ответственности в виде возмещения убытков в случае причинения вреда подконтрольному обществу.

В законе о несостоятельности и банкротстве, а также в законе о рынке ценных бумаг есть понятие "контролирующих лиц", но оно сейчас не применяется для целей ответственности и само по себе не подходит для целей ее регулирования, поскольку, как и понятие основного общества, также не учитывает существенные ситуации контроля и подконтрольности.

Законопроект, разработан в соответствии с "дорожной картой" по совершенствованию корпоративного управления, которую разработало Агентство стратегических инициатив, а правительство РФ утвердило ее в июне 2016 года.

Анонсы
01.01.2018 - 31.07.2018
Москва
19.02.2018 - 31.05.2018
Москва
23.05.2018 - 24.05.2018
Новосибирск
29.05.2018 - 30.05.2018
Санкт-Петербург
30.05.2018
Вебинар
Все анонсы