Все новости
НОВОСТЬ
Правительство РФ указывает на конфликт интересов в законопроекте о реформе аудиторского рынка

Правительство РФ направило в Госдуму отзыв на законопроект о реформе аудиторской деятельности, по которому полномочия по регулированию аудиторского рынка переходят от Минфина к Центробанку.

Как говорится в заключении правительства, которое имеется в распоряжении "Интерфакса", в законопроекте отсутствуют положения, которые обеспечат предотвращение конфликта интересов при осуществлении ЦБ, с одной стороны, банковского регулирования, а также надзора в сфере финансовых рынков, а с другой стороны, регулирования контроля и надзора в сфере аудиторской деятельности.

"В законопроекте должны быть установлены конкретные механизмы предотвращения такого конфликта интересов, а также обеспечения независимости аудиторских организаций, осуществляющих аудит отчетности самого Банка России и организаций, акционером которых он является", - говорится в заключении за подписью руководителя аппарата правительства РФ Сергея Приходько.

В правительстве отмечают излишнюю усложненность критериев, которые относят компании к перечню подлежащих обязательному аудиту. Предлагают закрепить возможность завершения аудита отчетности общественно значимых организаций (ОЗО) компаниями, которые уже ведут этот аудит. Есть ряд замечаний, касающихся процедуры повышения квалификации аудиторов. При этом в целом законопроект поддержан правительством.

В настоящее время надзорным органом для аудиторских компаний является Минфин.

В сентябре 2017 года ряд депутатов во главе с руководителем комитета по финансовому рынку нижней палаты парламента Анатолием Аксаковым внесли в Госдуму законопроект о передаче полномочий по регулированию аудиторской деятельности Центробанку.

Было предложено составить список общественно значимых организаций, аудиторские услуги которым вправе оказывать только организации, включенные в определенный реестр, который ведет ЦБ.

К общественно значимым организациям законопроект относит все публичные акционерные общества, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, головные кредитные организации банковских групп и холдингов. Законопроект причисляет к общественно значимым страховые и клиринговые организации, НПФы, УК инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФов, а также организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, государственные корпорации и компании, а также все организации с государственным капиталом не менее 25%.

Для включения в реестр аудиторов, имеющих право обслуживать ОЗО, нужно иметь в штате аудиторской компании на полную ставку не менее 7 человек до 1 января 2023 года и не менее 12 позже этой даты. При этом не менее трех аудиторов, работающих на полную ставку, должны иметь квалификационный аттестат аудитора, опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение трех последовательных лет, предшествовавших дате подачи заявления. На дату включения в реестр аудиторской компании необходимо присутствовать на рынке не менее 3 лет, иметь свой сайт в интернете.

В свою очередь, для организаций, которые не признаются общественно значимыми, но подлежат обязательному аудиту, законопроектом предлагается увеличить порог, при котором они должны проходить обязательный аудит. Если брать показатель по значению объема выручки за год, предшествовавший аудиту, то его предлагается увеличить с 400 млн рублей до 800 млн рублей, а по размеру активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года - с 60 млн рублей до 400 млн рублей. Среднесписочная численность работников за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет должна превышать 100 человек. Для обязательного аудита компания должна соответствовать хотя бы двум из трех показателей, указанных выше.

Законопроект был принят в первом чтении 14 декабря 2017 года. После этого Общественная палата РФ направила отрицательное заключение на законопроект. В отзыве указывается на то, что повышение количественных критериев организаций, подлежащих обязательному аудиту, не учитывает особенности регионов РФ. "В целом по России на долю малого бизнеса приходится одна пятая часть ВВП. Для некоторых регионов предприятия, относящиеся к малым, составляют основу экономики", - говорится в заключении.

По мнению экспертов Общественной палаты, принятие закона приведет к сокращению числа аудиторов и аудиторских организаций не менее чем на 50%. Член Совета Федерации Виктор Озеров (Хабаровский край) в поправках ко второму чтению отмечает, что после принятия закона из-под аудиторского контроля уйдут до 80% организаций российских регионов. "Попадая под критерий "малое предприятие", они часто являются градообразующими, на данных учета которых держатся бюджеты субъектов и муниципалитетов", - отметил в пояснительной записке к поправкам сенатор.

В настоящее время государственный контроль за деятельностью СРО аудиторов осуществляет Минфин, но тема недостаточного регулирования этой сферы в последние годы все чаще всплывала в публичной плоскости. ЦБ неоднократно поднимал проблему недобросовестных аудиторов, подтверждающих недостоверную отчетность банков, в балансах которых после отзыва лицензии вскрывались многомиллиардные "дыры". Банк России регулярно направляет в Минфин информацию о таких аудиторских компаниях, но не вторгается в процесс саморегулирования, так как не имеет для этого законодательных возможностей.

 

Анонсы
01.07.2018 - 31.12.2018
Москва
27.09.2018
Ярославль
03.10.2018 - 04.10.2018
Москва
05.10.2018
Курск
09.10.2018 - 10.10.2018
Владивосток
Все анонсы