Все новости
НОВОСТЬ
Комитет Госдумы одобрил законопроект, ограничивающий доступ миноритариев к информации эмитентов

Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы РФ одобрил к принятию во втором чтении законопроект об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний, передал корреспондент "Интерфакса" с заседания комитета.

Поправки в закон об акционерных обществах планируется вынести на пленарное заседание нижней палаты парламента 14 июля.

Как следует из текста поправок, опубликованного на сайте Госдумы во вторник вечером, в законопроекте установлено, что для акционеров публичных обществ с долей владения более 1% акций компании определен ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью.

При этом в предыдущей редакции законопроекта для таких акционеров была предусмотрена возможность запрашивать "иные документы", то есть все те, к которым сейчас есть доступ у любого акционера. В одобренной во вторник версии поправок возможности запрашивать "иные документы" для миноритариев с долей от 1% нет.

В законопроекте также определен перечень документов, которые эмитент обязан предоставить по требованию всех акционеров.

Между тем, Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) во вторник направила письма спикеру Госдумы Вячеславу Володину и министру экономического развития РФ Максиму Орешкину с просьбой не допустить принятия этого законопроекта во втором чтении, поскольку при его подготовке текст не был доступен заинтересованной стороне - инвесторам, и их интересы не были учтены.

Как сообщил глава комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Госдумы Николай Николаев на заседании, в первом чтении законопроект был принят в 2011 году. Ко второму чтению законопроект был подготовлен во исполнение поручения президента РФ о необходимости подготовки сбалансированного текста поправок к законопроекту, поручение было дано в мае этого года.

"Необходимо было учесть интересы всех участников корпоративных отношений, мы не раз уже слышали истории, когда в том числе миноритарные акционеры своими действиями могут нанести урон акционерному обществу. Как раз эти поправки направлены на то, чтобы, с одной стороны, дать спокойно работать обществу, с другой стороны, они не ограничивают акционеров, если у них есть необходимость в получении информации", - сказал Н.Николаев.

"Поправки уточняют объем и состав информации, предоставляемой участнику общества в зависимости от доли его участия в капитале общества. Есть общий перечень, есть перечень, который дается акционерам с долей не менее 1%, не менее 25% и более 25%", - сказал Н.Николаев, не уточнив при этом перечень такой информации.

Поправками также предусмотрено право общества на сохранение конфиденциальности коммерчески значимой информации. Такое право предлагается обеспечить посредством подписания между обществом и его участником соглашения о конфиденциальности.

Н.Николаев сообщил, что законопроект согласован с правительством, Банком России и государственно-правовым управлением президента РФ.

В настоящее время любой акционер публичной компании имеет право запрашивать у эмитента любую информацию, кроме документов бухгалтерского учета и протоколов заседаний правления, общество при этом обязано предоставить ее.

В 2015 году ЦБ РФ обнародовал идею о том, чтобы расширить перечень информации, которую должны публично раскрывать эмитенты, при этом ввести порог владения акциями, который дает право запрашивать у общества дополнительную информацию. Целью этой инициативы было защитить российских эмитентов от необоснованных запросов информации со стороны миноритариев.

После долгих дискуссий с бизнесом и инвестиционным сообществом в законопроекте об информационных правах, разработанном министерством экономического развития РФ совместно с ЦБ и Минюстом, была установлена доля владения акциями общества в 1%, дающая право на получение дополнительной информации.

В законопроекте было установлено, что таким акционерам компания обязана обеспечить доступ к договорам по крупным сделкам или сделкам с заинтересованностью; к протоколам заседаний совета директоров; к документам, подтверждающим права компании на недвижимость; к отчетам оценщиков об оценке имущества, по которым совершались крупные сделки, а также к иным документам. Возможность запрашивать "иные документы" предоставляла миноритариям с 1% акций доступ к тем же документам, к которым сейчас имеет доступ любой акционер.

При этом доступ к документам должен был предоставляться только при условии, что акционер обоснует наличие деловой цели получения информации (например, указав, что информация необходима для целей защиты его прав и законных интересов).

В 2017 году в дискуссию об информационных правах миноритарных акционеров вступили крупные российские компании. Так, нефтяная компания "Роснефть" (MOEX: ROSN) в феврале предложила предоставлять полноценный доступ к документам публичной компании, который сейчас есть у любого акционера, только владельцам 25%-ного пакета акций, остальным акционерам компания предлагала давать доступ только к раскрываемым документам, а акционерам с пакетом более 1% - еще и информацию о крупных сделках.

"Транснефть" (MOEX: TRNF), "Татнефть" (MOEX: TATN), "ЛУКОЙЛ" (MOEX: LKOH), "Сургутнефтегаз" (MOEX: SNGS), а также госкорпорация "Ростех" подготовили свою версию законопроекта об информационных правах акционеров и в мае направили ее президенту РФ. Компании предложили ввести обязательное раскрытие закрытого перечня разумно детализированной отчетной информации; доступ к документам бухгалтерского учета общества для акционеров с пакетом более 25% акций; наличие разумной деловой цели использования запрашиваемой информации, а также право компаний отказывать в предоставлении сведений, если они не связаны с реализацией акционерных прав. При этом в законопроекте в редакции нефтяников предлагается полностью лишить акционеров права доступа к "иным документам" компании.

Крупные компании мотивировали свои предложения защитой интересов обществ от злоупотреблений со стороны миноритарных акционеров. Миноритарные акционеры считают, что предложения нефтяных компаний направлены на полное лишение акционеров права доступа к документам компании и, как следствие, лишение акционеров прав защищать свои интересы и интересы самого эмитента, в том числе права предъявлять претензии к менеджменту за убытки, причиненные компании.

В начале июля Николай Подгузов, занимавший тогда пост замминистра экономического развития, сообщил журналистам, что ведомство изучило эти предложения крупных компаний и учло их.

"Мы проанализировали то, что сказали компании, выработали с участием Банка России, Минюста согласованную позицию, в том числе и с участием этих компаний. Я считаю, что сейчас законопроект сбалансирован, в том числе и с точки интересов этих крупных компаний", - сказал тогда Н.Подгузов.