Все новости
НОВОСТЬ
РСПП и ЦБ РФ заочно поспорили о введении принципа существенности при раскрытии информации

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) возражает против внедрения в раскрытие принципа существенности, который, по мнению ЦБ, позволит устранить "информационный шум", гармонизирует российское регулирование с международным и обеспечит участников фондового рынка действительно важными для принятия инвестрешений сведениями о компаниях.

Раскрытие информации на основании принципа существенности, то есть когда эмитент сам определяет, какие события важны для рынка и могут повлиять на принятие инвестиционных решений, является общепринятым на всех развитых рынках, в том числе в ЕС и США. В России сейчас список существенных фактов определен законодательно и охватывает 50 пунктов, которые, тем не менее, не учитывают отраслевую и иную специфику бизнеса и все многообразие новостей.

Ежегодно, по данным Центра раскрытия корпоративной информации e-disclosure.ru, почти 3 тыс. эмитентов публикуют, основываясь на этом списке, около 200 тыс. различных сообщений. На практике компании зачастую раскрывают на лентах новостей уполномоченных агентств события, которые малосущественны для рынка, но при этом оперативно не информируют инвесторов о действительно важных изменениях.

Банк России, чтобы повысить эффективность системы раскрытия, в перспективе намерен уйти от прямого списка существенных фактов и сделать регулирование более гибким, установив обязанность для эмитента рассказывать рынку обо всем, что действительно существенно. Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов ранее говорил, что регулятор намерен внедрять принцип существенности поэтапно, начав с тех компаний, которые, имея двойной листинг, уже осуществляют раскрытие "не по списку". В качестве первого шага предлагается убрать из законодательства перечень обязательных сущфактов и перевести этот список на уровень Положения о раскрытии информации, то есть документа, который принимает сам ЦБ.

РСПП подготовил отзыв на законопроект Минфина о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования правого регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг, который, в частности, предусматривает внесение изменений в 30 ст. закона (Раскрытие информации). Существенными фактами предлагается считать сведения, которые в случае их раскрытия могут оказать существенное влияние не только на котировки ценных бумаг эмитента, но и на принятие решения об их приобретении или отчуждении любым заинтересованным лицом, действующим разумно и добросовестно. Требования к раскрытию данных о существенных фактах, в том числе к составу и содержанию такой информации, будут определяться Банком России в зависимости, например, от вида ценных бумаг и основной деятельности эмитента.

На рынке ценных бумаг взаимодействует множество экономических агентов, зачастую руководствующихся различными кратко-, средне- и долгосрочными интересами, которые в ряде случаев могут противоречить друг другу, и определить состав сведений, способных повлиять на решения о покупке-продаже акций и облигаций этими субъектами, невозможно, говорится в отзыве РСПП, с текстом которого ознакомился "Интерфакс". Союз предлагает оставить действующую редакцию закона без изменений.

Сейчас на большинстве развитых рынков стран G20 и ОЭСР успешно используется принцип существенности, говорят в ЦБ. Существенной признается информация, сокрытие или искажение которой может повлиять на экономические решения; разумный инвестор посчитает ее важной для принятия инвестиционного или иного решения, например, для голосования, отмечает регулятор. Использование такого подхода, по мнению ЦБ, позволяет снизить риски "формального" раскрытия информации, предоставлять рынку действительно необходимые данные, снизить издержки эмитентов, связанные с раскрытием по "формальному" списку событий.

"Полагаем, что в результате реализации такого подхода и с учетом обсуждения с экспертным сообществом и эмитентами будет выработан оптимальный список подлежащих раскрытию сведений, которые действительно имеют существенное значение для инвесторов, с учетом специфики и особенностей как отдельных видов ценных бумаг, так и отдельных категорий эмитентов", - рассчитывают в ЦБ.

Принцип существенности в раскрытии информации эмитентами - не единственная новация в законопроекте, не устроившая РСПП.

В частности, речь идет о новой редакции ст. 21 и 25 закона о рынке ценных бумаг (Основания для отказа в госрегистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг; Отчет или уведомление об итогах выпуска).

Поправки позволяют регистрирующей организации отказать в регистрации выпуска, проспекта или отчета об итогах без объяснения причин. Эти положения недопустимы, поскольку создают возможность для проявления произвольного усмотрения со стороны регистратора, говорится в отзыве РСПП, с которым ознакомился "Интерфакс". Отказывая в регистрации, организация обязана в любом случае указать причину принятия такого решения, а перечень оснований для отказа должен являться достаточно определенным и содержаться в законодательстве, уверены в РСПП.

Регистрирующая организация будет осуществлять регистрацию выпусков ценных бумаг на основании гражданско-правового договора с эмитентом, однако при этом будет нести ответственность (в том числе лицензионную) за нарушения, в этих условиях право отказать без объяснения причин - это защита интересов самой регистрирующей организации, пояснил "Интерфаксу" представитель ЦБ РФ.

Этот механизм позволяет ей в тех очень редких ситуациях, когда заявителем выступает явно недобросовестное лицо (недобросовестность которого вскрывается в процессе рассмотрения представленных документов), а формальных нарушений при этом нет, уходить от необходимости принимать решение о регистрации вопреки, например, собственному анализу рисков последствий, отмечают в ЦБ. По мнению регулятора, услуги регистрирующей организации, которая будет злоупотреблять своим правом отказывать без объяснения причин, не будут пользоваться спросом, и она будет проигрывать конкуренцию другим регистрирующим организациям. При этом эмитент, которому отказали в регистрации, не теряет возможности обратиться в Банк России с заявлением о госрегистрации того же самого выпуска, отмечают в ЦБ.

РСПП также предлагает оговорить возможность обжалования в судебном порядке отказа регистрирующей организации в суде. "Действия регистрирующей организации по регистрации выпусков ценных бумаг осуществляются в рамках договорных отношений. В этой связи полагаем, что судебная защита нарушенных прав должна основываться не на обжаловании решений регистрирующей организации, а на неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении обязательств по договору", - сообщили "Интерфаксу" в ЦБ.

Поправки в 12 ст. закона о регистрации юридических лиц и ИП (Документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лиц) дополняют список документов. При регистрации АО необходимо будет представить документ, подтверждающий присвоение регистрационного номера выпуску акций.

Новые правила возлагают на участников гражданского оборота дополнительные обязанности по представлению документа, который может быть получен регистрирующим органом самостоятельно в рамках информационного обмена с Банком России, указывает РСПП и предлагает исключить это положение.

В пресс-службе Минфина не смогли предоставить комментарий. Правительственный план по законопроектной деятельности на 2017 год предполагает, что Минфин и ЦБ внесут законопроект в Госдуму до марта 2018 года.